Создать аккаунт
Войти





16.0 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Авраамов д. с. профессиональная этика журналиста. скачать


Описание: Авраамов д. с. профессиональная этика журналиста. скачать
Имя файла: avraamov-d-s-professionalnaya-etika-zhurnalista

Что еще отличает телевизионное интервью? М.М. Лукина4, например, приводит сравнение телевизионного интервью с печатным, выделяя следующие пункты: нормы общения, скорость передачи информации и коммуникативную отдачу. Разберем каждый из пунктов.

Благодаря техническим возможностям, телевидение значительно опережает печатные СМИ в скорости передачи информации. Именно погоня за оперативностью сказывается на процессе общения журналиста с интервьюируемым. Если журналист газеты имеет время на обработку и проверку материала, то телевизионный журналист, особенно в условиях прямого эфира, такой возможностью не располагает. Так же прямые эфиры иногда вынуждают журналиста пренебрегать некоторыми нормами общения. Пытаясь не превысить хронометраж интервью или не изменить темп беседы, интервьюеру приходится перебивать своего собеседника. Помимо этого, журналист может столкнуться с боязнью камеры или прямого эфира у собеседника, что может сказаться на готовности гостя общаться и на качестве этого общения. Работа в эфире требует от ведущего максимальной коммуникативной отдачи и психологической «обработки» собеседника: подготовить к разговору, выработать правильную стратегию беседы и максимально раскрыть тему.

Интервью на телевидении требует от журналиста умения публично мыслить и задавать вопросы не протокольно, а в живом диалоге. По мнению Лукиной журналисты, работающие на телевидении, в качестве принципов подачи информации используют приемы драматургии в большей степени, чем их коллеги из печатных СМИ. Помимо содержательности интервью, они должны сделать его интересным, зрелищным и кроме того не забывать о сопутствующих съёмкам деталях — освещении, заднем плане, гриме и т.д.

Немаловажный пункт, на котором акцентируют внимание Шестеркина и Николаева – это телевизионная речь, важнейшая специфическая особенность которой сочетание слова и изображения. «Её проявления обусловлены персонифицированностью телевизионной информации, которую на экране преподносит говорящий человек; звучанием живого слова (устная речь); отсутствием описательной функции, которую заменяет видеоряд; предрасположенностью зрителей к восприятию слова (успех разговорных жанров); зрительским интересом не только к динамизму событий, но и к динамизму мыслей, чувств, характеров»1.

Исходя из особенностей телевизионной речи, были выработаны некоторые правила. Так изображение и слово должны соответствовать друг другу, но в тоже время не дублировать; слово должно содержать в себе достаточную информацию для зрителя и преподноситься доверительно, в форме беседы. Основное требование от телевизионного журналиста: хорошо знать тему и импровизировать на её основе; обладать чувством камеры и чувством аудитории, абсолютная грамотность, чувство меры и культура речи.

Телевидение допускает смешение различных жанров и их трансформацию, которая, порой, может породить нечто совершенно новое. Например, Цвик упоминает о техническом новшестве, приведшем когда-то к появлению модифицированной разновидности интервью – прямые включения из студии в гостинице «Россия», выходившие в рамках программы «Итоги» с Евгением Киселевым. Находясь в разных комнатах, непримиримые политические оппоненты вели дискуссию друг с другом путем прямых включений из студии, где ведущий в любой момент мог «выключить» одного из них и оставаться хозяином положения. Так жанр интервью приобрел еще в одну форму.

В составе одной программы могут быть соединены репортаж и интервью, журналистское расследование и ток-шоу, а само по себе интервью может стать как полноценной программой, так и составной частью, например, новостного выпуска, очерка или другого телевизионного продукта. В основе новостного сюжета может лежать протокольное интервью, а интервью-анкета или интервью-портрет станет частью публицистического фильма. Так, например, совмещая в себе черты очерка и интервью, создается документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР», где каждые 7 лет 20 героев рассказывают о своей жизни.

1.2. Создание творческого портрета при помощи интервью

Жанр интервью – наиболее популярен и востребован в журналистике, а наибольший интерес у зрителей вызывает интервью-портрет. Это особая разновидность телевизионного интервью, цель которого максимально полно раскрыть личность, выявить систему духовно-нравственных ценностей, «проникнуть» в его жизнь, хотя бы на время разговора. Вероятно, это и является залогом успеха портретного интервью – возможность приоткрыть «завесу тайны» жизни любимого артиста.

В известном учебнике по телевизионной журналистике сказано о портрете героя: «Телевизионный портрет многогранен. Герой передачи может предстать перед зрителями в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия, в нравственных исканиях или в утверждении принципов, в которые он верит, которые представляются ему незыблемыми». Однако, даже если в центре интервью не сам собеседник, а, например, событие или проблема, автор учебника предполагает, что так или иначе портрет героя будет раскрываться. «В других случаях человек может говорить не о себе, но в этом тоже отразится его личность, система взглядов и ценностей, которыми он руководствуется»1.

Итак, как же раскрыть личность собеседника на экране? Именно в телевизионном интервью наиболее полно раскрывается портрет личности. Возможности портретного интервью позволяют наблюдать за эмоциями человека, вглядываться в лица, следить за мимикой и жестами. Психологи считают, что в общении словесная информация воспринимается лишь на 20%, остальное – несловесная. Данную статистику подтвердили исследования профессора калифорнийского университета Альберта Меграбяна, проведенные в 20 веке2. Он выявил, что больший процент информации человек получает именно невербально, т.е. через «упаковку», в которой она подается. И по ней идет оценка собеседника и самой беседы. Чтобы интервью было успешным, в общение должны быть задействованы три канала передачи – слова, тон и язык тела. И все они должны значить одно и то же.

Культура речи так же немаловажный пункт для журналиста. Не стоит забывать о том, что внешний вид и манера поведения всегда должны соответствовать тому образу, который создает и преподносит людям журналист.

Ответственность за ход интервью в большей степени лежит на ведущем, поэтому важно, какую позицию в разговоре он занимает и как выстраивает диалог. Считаю нужным, подробно рассмотреть модели поведения журналиста и проанализировать, к какому результату создания портрета в интервью каждая из них может привести.

Авторы учебника «Методика телевизионной журналистики»1 выделяют 2 модели поведения журналиста – активную и пассивную. Принимая на себя модель активного (жесткого поведения) журналист управляет ходом беседы; корректирует речь собеседника; психологически воздействует на него; чередует нейтральные вопросы с острыми; при необходимости применяет тактику «перекрестного допроса», задавая одни и те же вопросы в разных формулировках; уточняет односложные ответы. С такой поведенческой моделью главной в интервью становится фигура интервьюера, который и занимает лидирующую позицию.

Совершенно противоположная расстановка сил происходит в интервью, где журналист принимает пассивную (мягкую) модель поведения. Журналист здесь доверяет собеседнику, высоко оценивая его компетентность; не прерывает ход его мысли, стремясь получить максимум информации; задает вопросы, позволяющие углубить или пояснить ту или иную мысль. Такой тип поведения, такие приемы и позволяют создать творческий портрет интервьюируемого.

В зависимости от того, какое поведение изберёт для себя журналист, будут меняться тон и ход беседы. Возможно, принимая жесткую модель поведения, он создаст тон беседы напряженным и в то же время более динамичным и острым, однако мягкая поведенческая модель может сделать разговор душевнее и доброжелательнее.

Вполне схожую классификацию приводит Г.В. Кузнецов1, полагая, что журналист может придерживаться одного из двух возможных типов взаимоотношений – сотрудничества или соперничества. Сотрудничество предполагает, что журналист оказывает значительную помощь собеседнику, выступает как заботливый друг для неуверенного в себе гостя и даже заранее обговаривает круг вопросов. Соперничество же бывает острее и интереснее. Журналист примеряет на себя роль скептика, подвергает сомнению позицию собеседника, приводит противоположные аргументы, а порой, если располагает неприятными для гостя фактами, может выступать и как «разоблачитель». Такие приемы также создадут нужный для подачи творческий портрет.

Модель поведения должна выбираться автором программы в зависимости от задач интервью, политики канала и личности, как самого интервьюера, так и его собеседника. Например, Г.С. Мельник2полагает, что журналист должен сразу определять с кем имеет дело и, исходя из этого, выбирать правильную стратегию поведения. Она приводит типологию собеседников, составленную психологом Д. Федосеевым. Автор делит собеседников на 6 типов: доминантный, недоминантный, мобильный, ригидный, экстравертный и интравертный и даёт советы, как наладить общение с каждым из них. (См. Приложение №1).

В научной статье, посвященной портретному интервью как жанру речевого общения3, отмечается, что журналист в ходе интервью придерживается коммуникативной стратегии презентации собеседника, а тот в свою очередь избирает стратегию самопрезентации – раскрытия своей личности, путем ответов на вопросы журналиста. В ходе разговора интервьюируемый может избрать для себя определенную тактику коммуникативного поведения: тактику содействия, противодействия или уклонения. Тактики могут меняться в зависимости от характеров вопросов. В случае первой, он достаточно полно и правдиво отвечает на вопросы, а в двух других отказывается отвечать или дает неоднозначные ответы.

Немаловажные пункты, на которые ведущему, создающему творческий портрет, стоит обратить внимание, это правильно выстроенная беседа и правильно заданные вопросы. Стоит уделить отдельное внимание каждому из них.

Журналистские вопросы. Авторы учебника «Телевизионная журналистика»1собрали правила формулирования журналистских вопросов и трансформировали их применительно к телевидению. По их мнению, формулировать вопрос следует в наиболее лаконичной форме, избегая многозначных понятий и сложных многосоставных вопросов.

Сами вопросы некоторые специалисты разделяют на контактные, адресные, программные (до эфира) и экранные (в эфире). По мнению Л.П. Шестеркиной и Т.Д. Николаевой2 первые 2 вида помогут раскрепостить гостя, что в свою очередь позволит добиться нужных ответов в дальнейшем. Контактные призваны в самом начале интервью расположить интервьюируемого, создать непринужденную атмосферу общения, войти в контакт. Сюда относят вопросы на отвлеченные темы, например, настроение, погода, свежая пресса. Адресные (или анкетные) вопросы позволяют ведущему выяснить биографические данные собеседника, которые могут пригодиться в дальнейшем интервью. Программные вопросы – это уже разговор по теме экранного интервью: уточнение некоторых деталей, вопросов, фактов, необходимых для экранного интервью. Соответственно, экранные – это уже то, что будет спрашиваться непосредственно перед камерой.

Также не стоит забывать о делении вопросов на открытые и закрытые. М.М. Лукина3приводит дополнительную классификацию вопросов, которые являются не основными, а вопросами второго ряда, помогающие стимулировать беседу, а ответы на них развивают ее, наполняют вспомогательным содержанием. Зачастую такие вопросы следуют после закрытых, провоцируя собеседника на продолжение разговора. В зависимости от функциональных задач раскрытия собеседника, создания его творческого портрета второстепенные вопросы можно разделить на:

  • уточняющие(задаются после неясного или двусмысленного ответа);

  • развивающие(применяются в ситуации, когда собеседник не готов давать исчерпывающие ответы);

  • контрольные(задаются в ситуации, когда нет возможности перепроверить сказанное собеседником);

  • уличающие(разновидность контрольных, применяется в случае явных противоречий в ответах или неуверенной аргументации);

  • количественные(вопросы с местоимением «сколько» нужны для выяснения количественных характеристик объекта или события.«Сколько денег вы заработали на прошлом проекте?»);

  • гипотетические (предполагают какую-то ситуацию, побуждают собеседника пофантазировать о возможных последствиях.«Как вы думаете, какие последствия повлечет за собой экономический кризис?»);

  • проективные(схожи с гипотетическими, помогают глубже изучить характер собеседника. «Если бы вы получили миллион, что бы вы сделали?»);

  • переходные(«вопросы-мосты» нужны для плавного изменения направления/темы беседы);

  • пассивные и мимические(это вербальное или невербальное побуждение собеседника продолжить разговор, сигнал о включенности собеседника в разговор. «Понимаю...»; «Правда?»).

Но правильно заданные вопросы это еще не всё, что может сделать интервью наиболее успешным и полностью раскрыть личность собеседника. Радиоведущая Юлиана Романова в своей статье, посвященной технике создания «портрета» в интервью1, советует ведущим обращать внимание на детали. Для телевидения они особо важны, поэтому снимая интервью в доме знаменитости, в кадре непременно окажутся элементы интерьера или домашние питомцы – детали, которые могут дополнительно охарактеризовать собеседника. Автор статьи считает, что и сам человек станет гораздо охотнее отвечать на вопросы, если беседа начнётся не с разговора о гастрольном туре, а о любимом питомце или книге, которую журналист увидел на полке. Именно это правило старательно соблюдает ведущий программы «Пока все дома» Тимур Кизяков. Автор пишет: «В этом и есть искусство ведущего: спросить о мелочи - расслабить - получить ответ, в котором есть эмоция и жизнь, а дальше не идти по списку вопросов, а плавно перетекать из одной темы в другую»2.

Ю. Н. Емельянов3считает, что для создания наиболее объективного творческого портрета журналист должен быть коммуникативно компетентен, т.е. уметь наблюдать другого человека и одновременно запоминать, что он говорил и как выглядел. При этом наблюдению подлежат:

а) речевые акты (содержание, последовательность, продолжительность, уровень экспрессии, особенности речи);

б) выразительные движения (лица и тела); в) перемещения и позы людей, дистанция между ними;

г) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты).

Всё это позволяет адекватно реагировать на все проявления партнера по общению и привести журналиста к желаемой цели и в итоге создать задуманный журналистом творческий портрет собеседника и раскрыть его с нужной для контента данной передачи стороны.

1.2.1. Интервью в авторской телевизионной программе

В 60-е годы 20 века начинают появляться разговорные жанры телепублицистики. Их дальнейшее развитие потребовало введения в кадр фигуры автора. Эта потребность породила особую форму организации программ – персональную (авторскую) программу. Ее отличие от других состояло в том, что автор-исполнитель выступал перед зрителями как центр и основа программы. Тогда в роли ведущих авторских программ выступали такие журналисты как В. Зорин, И. Андроников, С. Смирнов и др.

Зорин, например, стал создателем новых для своего времени жанров публицистического телефильма и телевизионного «круглого стола», являлся ведущим телевизионных программ «9-я студия» и серии передач «Недипломатические беседы».

В качестве авторской программы, могут выступать различные жанры: это может быть выступление в кадре (монолог), как, например, выходившая на телеканале СТС программа «Настроение с Евгением Гришковцом», телевизионный очерк (Д. Крылов «Непутевые заметки»), интервью и т.д..

Авторская программа стала явлением персонифицированным, за которым стоит конкретное лицо – лицо автора. Его привыкли видеть зрители и результат его работы они в итоге наблюдают.

М.Н. Ким считает, что публицистический образ автора складывается из методов подачи информации, тематической ориентации, особенностей авторского восприятия, мировоззренческих взглядов (оценочные суждения, нравственные представления, идеи) и в выбираемой журналистом роли. Всё это подчеркивает творческую индивидуальность журналиста и создает авторское «я» в журналистском произведении. Используя это «журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и т.д.»1.

Обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и проявить свою творческую индивидуальность – вот, две основные задачи, которые, по мнению М.Н. Кима, должен решить автор журналистского произведения. Так же, он может делиться собственными воспоминаниями, соображениями по поводу поведения героев, выстраивать версии и предположения, выражать собственные эмоции – всё это станет составляющими образа автора.

Журналистка Нина Зверева приводит свою точку зрения на то, каким должен быть ведущий авторской программы. По ее мнению однозначного ответа здесь быть не может, так как требования к ведущим будут меняться в зависимости от концепции и жанра программы.

«Если это авторская программа о культуре, то сразу возникает образ приятного, умного, образованного и спокойного ведущего, который владеет речью так, что можно за ним записывать и публиковать текст. Если это программа криминальная, то ведущий может и должен быть экспрессивным, точным в каждой своей фразе и уверенным в правоте - как своей программы, так и своей лично. В такой программе, как правило, нет места для сомнений»1. Автор акцентирует внимание на том, что ведущий должен вызывать доверие у публики и в передаче существовать органично. «Даже если ведущий задает вопросы своим героям или выставляет их на обсуждение всей аудитории, все равно зритель должен чувствовать, что сам ведущий знает ответы на все вопросы и его нельзя переубедить. В некоторой степени это требование жанра»2.

По мнению автора, самый главный критерий работы ведущего авторской программы – это наличие глубоких знаний по теме. «Поверхностность и игра недопустимы»3 - пишет она. Ведущему есть, что сказать своему зрителю, а зрителю в тоже время хочется услышать мнение ведущего. Ведущий авторской программы должен иметь авторитет у зрителей. Именно поэтому, зачастую, в качестве ведущих выступают уже известные люди – режиссеры, писатели, актёры. Например, «Кино в деталях» с Ф. Бондарчуком (СТС), «Нереальная политика» с Т. Канделаки (НТВ), «Собчак живьем» с К. Собчак («Дождь»). Также немаловажно, чтобы имидж журналиста напрямую соответствовал тематике программы.

Краткие выводы по первой главе

В журналистике, как и в других видах творчества, присутствует своя жанровая дифференциация. Деление на жанры – вопрос неоднозначный, так как учёные не придерживаются единого мнения. Самый распространённый способ классификации, которого придерживается большинство исследователей, разделяет журналистику на информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.

Несмотря на расхождения в жанровой классификации, наиболее распространенным и популярным жанром во всех видах СМИ считается интервью. Чаще всего интервью принято разделять на виды: протокольное, информационное, проблемное, интервью-портрет и интервью-анкету. Каждый вид имеет свои отличительные черты и находит применение в разных журналистских материалах.

Однако, помимо видов, интервью различается и по форме подачи информации: в газете, на радио или телевидении. Телевизионное интервью характеризуется устной формой подачи материала, наличием видеоряда, зрелищностью, «многократной адресацией» и т.д.

Так же, в работе рассматривается место интервью в авторской программе, залог успеха в которой – наличие авторского «я» журналиста. В программах такого рода журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, позицию и входить в контакт с героями.

Отдельное внимание в работе уделяется портретному интервью и способам создания творческого портрета. Интервью-портрет – это особая разновидность телевизионного интервью, цель которого максимально полно раскрыть личность собеседника. Ответственность за ход интервью в большей степени лежит на ведущем, поэтому важно, чтобы он был компетентен, правильно выстраивал беседу, умел задавать вопросы и занимал нужную позицию в разговоре. Так же не стоит упускать из виду такие пункты как: внимание к деталям, культура речи и этика журналиста.

Приложение №1

Таблица поведенческой типологии собеседника в интервью

Тип поведения

Описание поведения собеседника

1.

Доминантный собеседник

Не чувствует себя по-настоящему обязанным отвечать. Ему присуща подсознательная тяга к доминированию. Это напористый, жестокий человек. Легко и часто перебивает. Или напротив, может замолкнуть, вынуждая вас искать к нему подход. Если между вами разлад, он язвительно насмешлив, либо резок и груб, либо презрительно замкнут. Ему нелегко принять свою неправоту. Главное средство, чтобы справиться с таким собеседником, выдержка, спокойствие и такт. Вряд ли можно добиться результатов общения с ним, если применять его же тактику и оказывать видимое давление, высмеивать.

2.

Недоминантный собеседник

Антипод доминантному. Когда вы побуждаете его к контакту, он считает своим долгом отвечать незамедлительно. Уступчив, легко теряется, не позволяет перебивать, но терпеливо сносит, когда вы перебиваете его. Нуждается в поощрении, подбадривании с вашей стороны (лучше не словами, а взглядом).

3.

Мобильный собеседник

с легкостью переключается на общение, отвлекаясь от других своих занятий. Речь его быстра, тороплива; одно выражение лица быстро сменяется другим. Высказав что-либо, он непроизвольно торопит вас с ответом. Стиль его высказываний неряшлив: он пропускает слова и не заканчивает предложения. Продолжительная беседа на одну и ту же тему для него почти невыносима. Подстраиваясь к мобильному типу, сначала подстройтесь под его темп. Больше уточняйте.

4.

Ригидный собеседник

Ему требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, смотрит на собеседника изучающе и разговорить его можно постепенно. Слушает внимательно. Говорит неспешно, вдумчиво, мысль излагает подробно. Фразы строит как можно более понятно. Не любит, чтобы его перебивали. В конце диалога он постарается подвести итоги, сформулировать выводы.

5.

Экстраверт

Общителен, разговорчив (возможно, без меры), дружелюбен. Внимателен к окружающим, но жаждет такого же внимания к себе. Чтобы привлечь внимание, он подчас становится эксцентричным в высказываниях.

6.

Интроверт

Не склонен к внешней коммуникации, понять его нелегко.

Не любит разговоров на личные темы. Вступать с ним в диалог, вести его, заканчивать – все это нелегко. Психологи советуют, имея дело с интровертом, избегать панибратства. Держитесь учтиво, но суховато, обсуждайте вопросы деловые или абстрактные, старайтесь побольше молчать и будьте готовы к затяжным паузам в беседе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты

  1. Введение в теорию журналистики. Под ред. Прохорова. - М., 2007. Конституция Российской Федерации

  2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 04.08.2001 № 107-ФЗ.

  3. Приказ Путина об усилении роли федеральных СМИ в популяризации культуры.

  4. Отчет об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации.

  5. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

II. Научная и публицистическая литература.

  1. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. — М.: Генезис, 2006.

  2. Богуславская В.В. Особенности моделирования текста средств массовой коммуникации и информации, http://www.bibliofond.ru

  3. Болотнов А.В., Коммуникативный стиль речевой личности. «Вестник ТГПУ», 2013, №3, с. 131.

  4. Борецкий Р.А., Цвик В. Л., Телевизионная журналистика// Жанры телевизионной журналистики, МГУ, ВШ, 2002, стр. 112.

  5. Володина М.Н. СМИ как форма «Общественного диалога» // Язык современной публицистики: сб. статей / состав. Г.Я. Солганик. – 2-е изд., испр. – М., 2007. – С. 7 – 12.

  6. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. — 3-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 447 с.

  7. Ворошилов В. В. Правовые и этические нормы журналистики. — СПб: СПбТУ, 1999. — 300 с.

  8. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1996.

  9. Геродот История

  10. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания. Сайт образовательного проекта Элитариум.// www.elitarium.

  11. Залевская А. А. «Введение в психолингвистику». — М.,1999.

  12. Зарва М.В. Слово в эфире. М., 1971.

  13. Зарва М. Слово - их главный инструмент//Телевидение и радиовещание.1990. №10.

  14. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики: сб. статей / состав. Г.Я. Солганик. – 2-е изд., испр. – М., 2007. – С. 7 – 12.

  15. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М., 1982.

  16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Серия: Политический бестселлер. Кара-Мурза С. – М., 2009. – 864 с.

  17. Ким М.Н. Жанры современной журналистики, Издательство Михайлова В. А., 2004

  18. Ким Н.В. От замысла к воплощению//Технология подготовки журналистского произведения. Учебное пособие. СПб., 1999.

  19. Князева М.Л. Кризис. Черная культура. Светлый человек. — М..: Издательство Академии Науки и Искусства XXI века «Норма», 1999 г., — 32 стр. // http://podelise.ru/docs/3970/index-27284-1.html

  20. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. - 2007. - № 3. С. 41-49.

  21. Кохтев Н.Н. Ораторская речь. Стиль и композиция. М., 1992.

  22. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров.

  23. Кронгауз М., Русский язык на грани нервного срыва, М., Языки славянских культур, 2008.

  24. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. 4-е издание. Издательство Московского университета «Высшая школа» 2002

  25. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. Пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 208 с.

  26. Лазутина Г.В.,Распопова С. С.Жанры журналистского творчества, редактор:Фролова В. И., М.,2011 г.

  27. Лукина М.М. Технология интервью, М.: Аспект Пресс, 2003.

  28. Перевалов В. В. Деятельность журналиста в пространстве художественной культуры. Мгуп. Москва. 2011г.

  29. Плешаков Л.П.. Интервью: проход по минному полю. Статья из журн. «Профессия – журналист» 2001 №3

  30. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов/ 7-е издание. – М.: Аспект Пресс, 2009. – с. 57.

  31. Публицистический стиль. Учебное пособие для студентов вузов. Под общей редакцией проф. П. П. Шубы. Томск. 2008.

  32. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2007. - № 6.

  33. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции №20. CMИ//CREDO. 2000. Русский язык и культура речи под редакцией профессора В. И. Максимова. М. 2001.

  34. Светана С.В. Телевизионная речь. – М., 1976.

  35. Свитич Л.Г., Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003.

  36. Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радиоречи. – М., 1994

  37. Свободная энциклопедия «Википедия» // http://ru.wikipedia.org/wiki

  38. Смирнов В.В. Жанры радиожуралистики, М.: Аспект Пресс, 2002.

  39. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика?» - М., 1986.

  40. Сопер П. Основы искусства речи М , 1992.

  41. Социальная практика и журналистский текст/Под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина. М., 1990.

  42. Тертычный А.А. Жанры периодической печати, М.: Аспект Пресс, 2000

  43. Трофимова Г.Н. Журналист, пиар-специалист и массовые информационные процессы: учебное пособие/ Г.Н. Трофимова. - М, 2006. - С. 44.

  44. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. // Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX веков в очерках и извлечениях.— М., 1965. .— Ч. II

  45. Фрейд. З. Введение в психоанализ. СПб., Алетейя СПб, 1999

  46. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопороождающие практики и коды (1995–2000). – Екатеринбург, 2000.


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):